Жалоба на действия налоговой инспекции в прокуратуру

Кому и куда жаловаться на налоговую инспекцию

Жалоба на действия налоговой инспекции в прокуратуру

При ведении собственного бизнеса, у предпринимателей достаточно часто возникают недопонимания с вышестоящими органами, обладающими полномочиями проверки.

Особенно это касается решения вопросов, связанных с налогообложением, поскольку нарушения законодательства в данной сфере караются достаточно строго.

Впрочем, если вашей вины нет, можно обратиться со встречной претензией к ведомству, для этого достаточно просто лишь знать, куда жаловаться на налоговую инспекцию.

Когда могут возникнуть претензии к ведомству?

Существующие отношения между налогоплательщиками и ИФНС далеко не всегда являются мирными, особенно часто сталкиваются с проблемами те, кто ведет собственный бизнес и вынужден ежеквартально предоставлять ведомству огромное количество документации.

В некоторых случаях плательщики совершают ошибку и оплачивают налоги в большем размере, чем это изначально требовалось.

Кто-то не обращает на это никакого внимания, а кто-то предпринимает все усилия для того, чтобы вернуть собственные деньги, чаще всего это зависит от суммы платежа.

Для возврата необходимо предоставить письменное заявление в ИФНС и ожидать 30 дней. При этом плательщик, согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ, имеет право предоставить свою просьбу о перерасчете с помощью электронной формы или личного кабинета на официальном сайте ведомства, единственное, что для этого необходимо – наличие подтвержденной электронной подписи.

Если спустя месяц вам так и не вернули затраченные средства, вы имеете полное право написать ж алобу на действия налоговой инспекции.

Согласно 137 статье НК РФ, это можно сделать, если удастся доказать, что несвоевременные действия ведомства повлекли за собой грубое нарушение ваших гражданских прав.

Обычно это не составляет какого-либо труда, но если вы не уверены в собственных силах, можно нанять юриста для более подробной консультации.

Куда можно обратиться со своей проблемой?

Статья 138 НК РФ достаточно подробно отвечает на вопрос о том, куда жаловаться на налоговую инспекцию, если с ее стороны при проведении расчетов были допущены ошибки.

Необходимо предоставить информацию о нарушениях в вышестоящий орган, которым является региональное управление ФНС.

Если вы проживаете в области, придется отправиться в столицу субъекта РФ для подачи соответствующего заявления.

Можно также отправить письменную жалобу в ФНС своего региона почтой, для этого необходимо уточнить адрес местного управления и его индекс.

Лучше всего отправлять претензию в письме с объявленной ценностью, тогда шансы на то, что оно своевременно поступит адресату, увеличиваются в разы.

Если вы не готовы сотрудничать с Почтой России, можно воспользоваться услугами коммерческих служб, занимающихся доставкой.

Обратите особое внимание – вы можете подать жалобу на налоговую инспекцию в вышестоящую инстанцию только своего региона.

При путешествии по стране невозможно прийти в местное УФНС и написать заявление о том, что вы пострадали от некорректных действий налоговиков в своем регионе.

Подобное обращение принято не будет, поскольку потребует большого количества трудовых и временных затрат для рассмотрения.

Что должно содержать в себе заявление?

Даже если у вас есть подробная информация о том, куда именно нужно подать ваше обращение, важно знать, как написать жалобу на налоговую инспекцию правильно, чтобы она была рассмотрена и удовлетворена.

Согласно пункту 2 статьи 139.

2 Налогового кодекса, ваше обращение должно содержать подробную информацию об организации, которая не согласна с действиями государственных инспекторов: адрес регистрации и полное наименование.

https://www.youtube.com/watch?v=8oYpvn1WCRc

Если вы являетесь физическим лицом, необходимо указать адрес вашей прописки и полное Ф.И.О. Также в жалобе необходимо отметить название той инспекции, сотрудники которой, по вашему мнению, допустили серьезную ошибку и нарушили тем самым ваши права.

Далее следует указать информацию о том, чем именно вы недовольны, важно подкрепить это данными из законодательных актов.

После чего можно обозначить ваши требования, а также указать способ уведомления о результате рассмотрения вашего обращения (письмом, с помощью личного кабинета на портале ФНС, или же с помощью ТКС).

Можно использовать стандартную инструкцию о том, как написать жалобу на налоговую инспекцию, однако опытные плательщики рекомендуют дополнительно указывать в документе контактный номер телефона, а также адрес электронной почты, который может понадобиться специалистом вышестоящей инстанции для связи с инициатором обращения. При необходимости вы можете приложить к своему письму дополнительные бумаги, которые будут являться подтверждением ваших слов, данная возможность регламентируется существующими законодательными актами, а именно НК РФ.

Подписать жалобу должен тот человек, который подает ее в УФНС. Если по каким-то причинам инициатор обращения не может сделать это, достаточно будет автографа его законного представителя.

Очень важно, чтобы последний при посещении налоговой инстанции имел при себе нотариально подтвержденную доверенность, которая позволяет ему совершать определенные действия вместо инициатора жалобы.

Только в этом случае обращение будет зарегистрировано.

Что делать, если нет времени на посещение УФНС?

Если вы знаете, куда можно жаловаться на налоговую инспекцию, но не имеете физической возможности обратиться в соответствующие органы, можно воспользоваться официальным сайтом ФНС РФ.

При посещении портала система автоматически определяет ваше местоположение, однако в его работе могут происходить сбои, поэтому важно проконтролировать этот момент.

Если отображается неверный город, выберите правильный, после чего продолжайте работу с сайтом.

Чтобы зарегистрировать обращение, нужно выбрать раздел “Физические лица”, после перехода на соответствующую страницу необходимо будет спуститься в ее нижнюю часть.

Именно там будет располагаться интересующая нас строка “Подача жалобы в налоговые органы”.

Данный раздел позволяет не только зарегистрировать собственное обращение, но и провести процедуру обжалования по уже принятым ранее решениям, а также получить дополнительную информацию о возможных дальнейших действиях по текущим вопросам.

Информация о том, куда жаловаться на действия налоговой инспекции, также будет указана на этом портале в качестве альтернативного варианта, но, если вы не имеете в свободном распоряжении достаточного количества времени для походов по государственным организациям, выбирайте строку “Я хочу подать жалобу на действия/бездействия налоговых органов”. Обратите внимание: данный раздел будет вам доступен только в том случае, если вы вошли в собственный личный кабинет, и только после этого начали свои поиски на ресурсе.

В обращении вам будет предложено заполнить целый ряд полей: Ф.И.О., ИНН, ваш контактный телефон, а также указать информацию о том, какие учреждения вы посещали для решения своего вопроса, и непосредственную суть вашей жалобы. Далее вам будет предложено приложить сканированные документы, с помощью которых можно подтвердить некорректность действий специалистов налоговой службы.

Обязательно отметьте, как именно инспекция должна предоставить вам ответ на вашу жалобу.

Отличительная черта использования данного портала – при желании вы можете установить SMS-информирование, с помощью которого можно узнавать, на какой стадии находится процесс рассмотрения вашего обращения.

Если вам не будут приходить уведомления, нужно будет обратиться в службу поддержки мобильного оператора для решения вопроса.

Где взять пример для составления претензии?

Если вы хотите подать жалобу на бездействие налоговой инспекции, образца ее составления как такового на текущий момент не существует. Причина этого достаточно проста – абсолютно у каждого заявителя имеются собственные претензии по работе государственного ведомства. Однако существуют определенные стандарты, которых можно придерживаться при составлении данного обращения.

Речь идет об указании как можно большего числа параметров, способных помочь специалистам вышестоящей инстанции разобраться в проблеме.

Очень важно оставлять в вашей претензии контактные данные, поскольку формулировка обращения может быть неясна, а сотрудники управления могут закрывать такие жалобы в статусе необоснованных.

Исключение составляют те ситуации, когда можно позвонить автору обращения и получить дополнительную расшифровку по интересующему вопросу.

Если при составлении жалобы на бездействие налоговой инспекции образец вам все же нужен, можно воспользоваться формой на официальном сайте ведомства, которая довольно проста и понятна.

При отсутствии доступа к интернет-ресурсам можно лично посетить УФНС и составить свою претензию, руководствуясь информацией, размещенной на стендах.

Обращайте особое внимание на актуальность этих данных, поскольку они могут периодически меняться.

При возникновении вопросов вы можете обратиться за разъяснениями к одному из дежурных специалистов ведомства, но будьте готовы к тому, что вам придется выстоять достаточно длинную очередь.

С недавних пор в ведомстве начали внедрять электронную запись населения, однако данный функционал доступен далеко не во всех регионах России. Можно также обратиться в региональное представительство налоговой службы по телефону и получить всю необходимую информацию.

Контактный центр работает круглосуточно, звонок из любого города является бесплатным.

Что делать, если УФНС не смогло решить вопрос?

Источник: https://zakon.temaretik.com/1626909787932854825/komu-i-kuda-zhalovatsya-na-nalogovuyu-inspektsiyu/

Жалоба на налоговую ⛳ инспекцию: образец, как правильно составить и подать, порядок действий

Жалоба на действия налоговой инспекции в прокуратуру

Должно быть указано наименование госоргана, куда будет отправлена жалоба (ИФНС, его номер, а так же регион), или же ФИО сотрудника, которому она направляется. Во втором случае должна быть указана его должность, ИФНС, его номер и регион (город, область);

  • ФИО того, кто обращается;
  • Почтовый адрес, по которому должен поступить ответ на обращение;
  • Само обращение (жалоба на налоговую инспекцию) в произвольной форме. Изложение может быть достаточно свободным, однако, лучше всего подчеркивать суть своей проблемы конкретными статьями, указывая на неправомерные действия или же отсутствие необходимых действий со стороны налоговой инспекции;
  • Личная подпись обращающегося;
  • Дата, когда было написано данное обращение.

Составленное письмо направляется в Федеральную налоговую службу (территориальный налоговый орган). Так же её можно отправить по факсу или придти лично, сдав её в экспедицию. В таком случае Вы еще получите штамп о приёме на втором экземпляре описи.

Если действия или же бездействия налоговой инспекции затрагивают финансовые интересы организации, это этот способ будет более предпочтительным. К тому же, если проблема возникла с выставлением инкассо на счет или отказано в возврате долга, то писать вышестоящему начальству, как правило, пустая трата времени.

Данный способ восстановления справедливости является наиболее затратным, поскольку помимо оплаты юридических услуг и консультаций еще потребуется, к примеру, оплатить госпошлину за обращение в суд. Хотя именно обжалование госпошлиной не облагается.

Обращение в прокуратуру необходимо в случаях грубого нарушения прав налогоплательщиков, злостных нарушений, очевидного выхода за рамки полномочий, предусмотренных законом.

Заявление в таком случае так же пишется в свободной форме, с подробным пояснением какие именно действия со стороны налоговых органов Вы считаете неправомерными, в идеале с указанием отсылок к конкретным статьям.

По этому заявлению будет проводиться проверка, поэтому так же следует подготовить и документы, выступающие подтверждением описанного в заявлении.

Прокуратура может переадресовать жалобу в вышестоящий налоговый орган, поскольку он уже занимается работой с претензиями. То есть если речь идет о простых нарушениях, то обращение в прокуратуру будет определенно лишним. Это нужно иметь в виду, если Вы все же пожелаете подавать жалобу в органы прокуратуры.

Подача жалобы на работу налоговой инспекции происходит в несколько этапов:

  1. Изначально подаётся жалоба в налоговую инспекцию по месту жительства заявителя;
  2. Затем нужно направить жалобу в налоговое управление региона заявителя;
  3. И только в последнюю очередь следует направлять обращение в центральный аппарат – Федеральную Налоговую Службу.

Жалобы — стандартный блок

Жалобу в налоговый орган можно подать следующим образом:

  • Посредством онлайн-обращения;
  • Обратившись с заявлением лично. Здесь важно, чтобы у заявителя на руках было 2 экземпляра заявления. Первый экземпляр остаётся в налоговой, а на втором инспектор должен поставить свою подпись и дату принятия;
  • Отправив заказное письмо. Перед тем, как отправить письмо, необходимо попросить у сотрудника почты составить опись вложения в 2 экземплярах. Первый отправляется в инспекцию вместе с письмом, а второй заверяется работником почты и остаётся у заявителя. Также необходимо заказать услугу уведомления о вручении.

У налоговой службы есть официальный сайт, с помощью которого зарегистрированный пользователь может отправить онлайн-обращение.

После того, как пользователь зарегистрировался на сайте ФНС, он может отправить жалобу. Для этого необходимо:

  • На главной странице сайта пройти по вкладке «Физические лица»;
  • Далее система переводит пользователя на страницу с перечнем предоставляемых услуг, среди которых нужно выбрать «Подача жалобы в налоговые органы»;
  • На следующей странице пользователю необходимо выбрать одну из четырёх предложенных ситуаций. Для того чтобы подать жалобу, необходимо выбрать «Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов»;
  • На вновь открывшейся странице пользователь может ознакомиться с предоставленной информацией. Например, о том, как оформляется жалоба. После изучения информации пользователю предлагается действовать согласно дальнейшим инструкциям.

Жалобу на налоговую службу следует отправлять в прокуратуру только в том случае, когда права налогоплательщика были грубо нарушены.

Обращаться необходимо в прокуратуру по местонахождению ИФНС. Можно составить заявление на бумаге и отнести в прокуратуру лично, а можно направить электронное обращение. Для этого:

  • В интернет-приёмной генеральной прокуратуры заявителю необходимо выбрать свой регион в выпадающем меню «Органы прокуратуры в субъектах РФ»;
  • После этого система переводит пользователя в интернет-приёмную прокуратуры его региона. Там пользователю необходимо изучить предлагаемую информацию, после чего нужно нажать кнопку «Согласен»;
  • Затем заявителю предлагается к заполнению форма, где необходимо вписать запрашиваемые данные в соответствующие пустые поля:
    • ФИО;
    • Адрес;
    • Электронная почта;
    • Телефон;
    • Район;
    • Кому адресовано обращение;
    • Текст обращения;
  • При необходимости можно прикрепить документы, относящиеся к теме жалобы. Для этого необходимо воспользоваться кнопкой «Выберите файл»;
  • После того, как форма будет полностью заполнена, нужно отправить обращение, нажав на соответствующую кнопку.

Требования, нормы и составление жалобы

Сами жалобы в налоговую можно составить и в произвольной форме, однако, любые заявления граждан должны отвечать установленным требованиям. К примеру, многие из них обозначены в Федеральном законе от 02.05.

06 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».  Жаловаться Вы можете как непосредственно руководителю ИФНС, в Управление по субъекту или сразу в ФНС — выбор остаётся за Вами (ст. 138 НК РФ).

К тому же, Вы можете направить сразу несколько жалоб: непосредственному руководителю и в УФНС, в УФНС иили ФНС.

Обращение в суд

На официальном сайте Федеральной налоговой службы Вы можете отправить свое обращение онлайн. Чтобы составить такую жалобу на налоговую инспекцию Вам предоставят отдельную услугу, где есть первоначально выбор.

Обратиться вы сможете как юридическое лицо, физическое лицо или ИП. Помимо выбора госоргана, куда будет направлена жалоба, а так же Ваших данных, Вы сможете указать обращались ли ранее в органы государственной власти.

На само обращение дается 4 тысячи символов, чего должно определенно хватить, учитывая, что можно так же приложить и файлы к обращению (фотографии, текстовые документы или же иные файлы). Это обращение будет рассмотрено в течение 30 дней. На сайте так же можно подать именно и конкретно жалобу, но для этого необходима регистрация на сайте.

Заявление можно писать не только в налоговой службе, суде или прокуратуре. Есть возможность отправить его в электронном виде через сайт ФНС РФ. Для этого на главной странице сайта необходимо выбрать пункт «Физические лица».

https://www..com/watch?v=8oYpvn1WCRc

На открывшейся странице выбираем раздел «Подача жалобы в налоговые органы».

На новой странице находим блок «Жизненные ситуации». Если выбрать пункт «Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов», то для передачи жалобы потребуется войти в свой личный кабинет.

Если у заявителя нет доступа к личному кабинету и регистрироваться на сайте он не желает, то следует выбрать другой пункт — «Я хочу обратиться по иному вопросу».

В новом окне выбираем пункт «Физическое лицо или ИП», после чего попадаем на саму форму подачи жалобы, которую необходимо заполнить и отправить при помощи нажатия на соответствующую кнопку.

После этого обращение будет подано, остается лишь ждать ответ по почте или в электронном виде (через e-mail).

Граждане могут обратиться в арбитражный суд, если считают, что решения или действия налоговых органов:

  • Не соблюдают их права и интересы в сфере предпринимательства и прочей экономической деятельности;
  • Нелегально возлагают на них обязательства;
  • Создают другие препятствия.

В том случае, если решение арбитражного суда не удовлетворило заявителя, он вправе обжаловать это решение в суде апелляционной инстанции, а затем в порядке кассационного производства, осуществляемого верховным (кассационным) судом.

Срок рассмотрения жалобы

К началу страницы

В ходе рассмотрения жалобы, до принятия по ней решения можно представить дополнительные документы (п.1 ст.140 НК РФ).

При этом при предоставлении дополнительных документов необходимо пояснить причины, по которым ранее эти документы не предоставлялись (п.4 ст.140 НК РФ).

До принятия решения по жалобе ее можно отозвать полностью или в части.

Вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения полностью или в части, в следующих случаях:

  • жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ (подана не в письменной форме, не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем) или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям;
  • до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 НК РФ.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы, либо со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, и в течение трех дней со дня его принятия направляется заявителю (п.2 ст.139.3 НК РФ).

Сроки рассмотрения жалобы

Предлагаем ознакомиться:   Как забрать заявление о побоях из полиции

Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен на 15 дней (п.6 ст.140 НК РФ РФ).

Вынесение решения по жалобе

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия (п.6 ст.140 НК РФ).

Сотрудник налоговой службы может не принять документ к рассмотрению в следующих случаях:

  • нет необходимых реквизитов (документ составлен неправильно, с нарушением требований ст. 139.2 НК РФ);
  • текст не поддается чтению (если документ написан от руки);
  • текст жалобы содержит нецензурные выражения, брань, угрозу жизни должностных лиц и членов их семей;
  • документ подан с нарушением сроков;
  • жалоба после подачи была полностью или частично отозвана;
  • текущая версия заявления уже направлялась ранее этим же лицом;
  • нарушение было устранено еще до момента рассмотрения заявления.

У налоговой службы есть право отклонить жалобу в течение 5 дней после ее получения. Однако заявитель после этого вправе направить повторное заявление (ст. 139.3 НК РФ).

Вариантов рассмотрения заявления, поданного в вышестоящий налоговый орган, несколько. Обращение может быть оставлено без удовлетворения, по результатам его рассмотрения оспариваемый акт (документ) может быть отменен или отменено принятое ранее решение.

https://www.youtube.com/watch?v=iQLAdL7RIpY

Также уполномоченный орган вправе внести любые коррективы в принятое ранее решение нижестоящего налогового органа или вынести другое решение, отменяющее действие предыдущего или дополняющее его.

Обращение, направленное в налоговую инспекцию, регистрируется в течение 3 дней, после чего оно рассматривается в течение 30 календарных дней.

В некоторых случаях время рассмотрения может быть продлено ещё на 30 дней, но не более того. О продлении должностное лицо уведомляет заявителя заранее.

Прокуратура рассматривает обращения и принимает по ним решения в течение 30 дней.

Судья единолично рассматривает дела об оспаривании незаконных действий налоговой службы и принимает решение в течение 3 месяцев с момента поступления заявления. Этот срок может быть продлён судьёй на основании мотивированного заявления до 6 месяцев.

Источник: https://impotencemeds.info/zhaloba-nezakonnoe-reshenie-nalogovoy/

Фнс и прокуратура рф – практический аспект взаимодействия

Жалоба на действия налоговой инспекции в прокуратуру

Продолжаем говорить о том, как совместно работают правоохранительные и налоговые органы. Сегодня коснемся органов прокуратуры.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей российской государственной власти из-за своего функционального назначения. Основной задачей прокуроров в России является осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением Конституции Российской Федерации. В чем эффективность работы прокуратуры в налоговых правоотношениях? Попробуем разобраться.

Во-первых, выявляется значительное количество нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. В частности, на местах органами местного самоуправления принимаются незаконные правовые акты в налоговой сфере и устанавливаются незаконные налоги и сборы.

Во-вторых, налоговые органы не всегда адекватно осуществляют функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимают меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускают нарушения при государственной регистрации юридических лиц.

Прокурор, выявляя соответствующие факты, принимает меры прокурорского реагирования.

Правовая регламентация взаимодействия.

Правовой основной участия органов прокуратуры в проведении проверок исполнения налогового законодательства является: п.9 ст.

77 НК РФ, прямо предусматривающий необходимость санкционирования решения налоговых органов об аресте имущества налогоплательщика, ст.6,22,28 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Приказ Генерального прокурора РФ от 09.06.

2009 № 193 «ОБ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».

Алгоритм взаимодействия прокуратуры и налоговых органов.

Данный алгоритм, включающий четкий перечень конкретных действий органов прокуратуры и налоговых органов, установлен Приказом Генерального прокурора РФ, ФНС РФ, МВД РФ, СК РФ № 286 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями».

Взаимодействие при назначении и проведении выездной налоговой проверки:

1)         прокуроры направляют материалы с признаками налоговых преступлений в Федеральную налоговую службу;

2)         налоговые органы сразу после вынесения решения по налогоплательщику,  имеющему крупную недоимку, подпадающую под признаки преступления, информирует  об этом прокурора по месту фактического нахождения налогоплательщика;

3)         налоговые органы информирует прокурора обо всех материалах, направленных в Следственный Комитет РФ;

4)         прокурор ежемесячно проводит сверки таких материалов в налоговых органах и Следственном Комитете РФ;

5)         прокурор по каждому такому материалу проверяет исполнение налоговыми органами  требований о принудительном порядке взыскания задолженности

Полномочия прокуроров в сфере налоговых правоотношений:

—  проведение проверок исполнения налогового законодательства в налоговых органах, органах государственной власти, органах местного самоуправления;

— проведение проверок исполнения налоговыми органами обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел и Следственный Комитет РФ, содержащих признаки налоговых правонарушений и преступлений. Данная обязанность возложена на ФНС РФ ст.

32 Налогового Кодекса РФ.

Органы прокуратуры полномочны потребовать от должностных лиц ФНС РФ строго соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением мероприятий по налоговому контролю, взысканию и перечислению налоговых и неналоговых платежей.

Например: Периодичность проверок и длительность проведения мероприятий налогового контроля, включая процедуру обжалования, приводят к тому, что сообщения о налоговых преступлениях поступают в следственные органы по истечении срока давности привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (срок давности по ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ составляет два года).

—  санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций;

Например: Так, в С-м районе Республики Коми с августа 2013 г. в течение 10 месяцев проводилась доследственная проверка и расследовалось уголовное дело в отношении предпринимателя Ж., не уплатившего налогов на сумму 3,5 млн рублей.

С момента его возбуждения и до производства судебной налоговой экспертизы 5 месяцев никаких следственных действий по делу не проводилось, целенаправленных мер по доказыванию виновных действий Ж. не принималось. Уже после выполнения требований ст.

217 УПК РФ обвиняемым заявлено о своей причастности к преступлению, в том числе о неподписании им налоговой декларации. В результате на восьмом месяце следствие было вновь возобновлено, сроки давности истекли, Ж. уклонился от уголовного наказания.

В январе 2015 г. в отношении этого же лица тем же следственным отделом возбуждено новое уголовное дело об уклонении от уплаты налогов уже на сумму 18 млн рублей, по делу проведено лишь 11 следственных действий.

При этом по обоим уголовным делам в течение всего периода, с августа 2013 по май 2016 г., меры к наложению ареста на имущество Ж. с целью возмещения ущерба, причиненного бюджету РФ, не были приняты.

Прокурором Республики Коми в порядке ст. 44 УПК РФ заявлен гражданский иск о взыскании с Ж. в пользу бюджетов РФ и РК 21 174 209 рублей, который судом был удовлетворен в июле 2016 г.

Важно: истцами по гражданскому иску о взыскании ущерба бюджетам различных уровней совершением налоговых правонарушений могут выступать налоговые органы на основании п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ  или органы прокуратуры на основании ч. 3 ст.

44 УПК РФ, а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный преступлением. В соответствии с ч.ч. 2,3 ст.

44 УПК РФ гражданский иск в защиту интересов государства может быть предъявлен прокурором после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.

— осуществление контроля за проведением налоговых проверок путем установления фактов дублирования контрольных мероприятий и фактов использования проверок для оказания давления на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

При установлении таких фактов, а также фактов вмешательства с экономическую деятельность налогоплательщиков, незаконного применения мер принуждения и ответственности к ним налоговыми органами и их должностными лицами прокуроры имеют широкий спектр мер по пресечению незаконной деятельности и привлечению виновных лиц к ответственности.

— организация и проведение проверок налогового законодательства с участием специалистов при перечислении налогов и сборов в федеральный, региональный и местных бюджет, а также государственные внебюджетные фонды, в том числе проверять деятельность службы судебных приставов в части исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

В частности, по уголовным делам, возбужденным в отношении руководителей и главных бухгалтеров организаций, уклонившихся от уплаты налогов, параллельно с расследованием уголовного дела прокуроры вправе проверять исполнение налоговым органом всех полномочий, предоставленных ему НК РФ, по принудительному взысканию недоимки и пеней в порядке ст. 46, 47 НК РФ, а также взыскания налоговой санкции с организации в судебном порядке.

— надзор за качеством и эффективностью следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, расследования уголовных дел по налоговым преступлениям.

Например: В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела прокурор в пятидневный срок с момента получения материалов проверки вправе отменить соответствующее постановление следователя или руководителя следственного органа. При этом он обязан указать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению, которые не были проверены, и сформулировать соответствующие указания, направив их руководителю следственного органа для исполнения.

Важно: прокурор не вправе давать указания следователю о том, что он должен делать по уголовному делу, этим должен заниматься руководитель следственного органа. Однако следует понимать, что обвинительное заключение утверждается прокурором, обвинение в суде поддерживает государственный обвинитель, также являющийся работником прокуратуры.

— апелляционное и кассационное обжалование приговоров, состоявшихся по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Например:, в 2013 г. по инициативе прокуратуры в Верховный суд субъекта РФ в порядке надзора обжалованы приговор *** городского суда от 18.09.2012 и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда субъекта в отношении З., осужденного по п. «б» ч. 2 ст.

199 УК РФ, в части отказа в удовлетворении исковых требований налоговому органу о взыскании с осужденного в пользу бюджета РФ налогов и пени в сумме более 200 000 000 рублей. 12 февраля 2014 г. Президиумом Верховного суда в удовлетворении надзорного представления отказано.

По мнению судьи и председателя Верховного суда, выводы, изложенные в обжалуемом судебном решении, являются правильными, поскольку с учетом положений ст. 45 НК РФ, ст.

199 УК РФ удовлетворение гражданского иска налоговых органов о взыскании неуплаченных юридическим лицом налогов в уголовном деле, возбужденном по признакам ст. 199 УК РФ, за счет личных средств физических лиц, осужденных по данной статье, не основано на законе.

Лицом, юридически обязанным уплатить налоги (возместить ущерб), является не физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления, а организация, о чем свидетельствует название ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Прокуратурой субъекта в целях обжалования судебных решений по делу З. был подготовлен проект надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ.

В дальнейшем ВС РФ поддержал доводы, изложенные в надзорном представлении заместителя Генерального прокурора РФ, и, мотивируя свое решение, отметил, что особенности природы гражданско-правовой ответственности в рассматриваемом случае физического лица предопределены и обусловлены прежде всего тем, что имущественный вред государству причинен преступными действиями осужденного. Поскольку, несмотря на предпринятые меры, задолженность юридического лица по налогам и пени осталась непогашенной в результате преступной деятельности директора общества З., не исполнившего в личных интересах обязанности налогового агента, суд пришел к выводу о том, что данными действиями государству причинен ущерб, который подлежит возмещению.

Непроцессуальные формы прокурорского реагирования:

— протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок.

— представление прокурора.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление должно быть рассмотрено в 30-дневный срок, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

— предостережение прокурора. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона,

Процессуальные формы прокурорского реагирования.

— возбуждение производства об административном правонарушении.

При выявлении в ходе проведения прокурорской проверки исполнения налогового законодательства признаков административных правонарушений прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направляет материалы в орган или должностному лицу, уполномоченному на применение мер административной ответственности.

Важно: прокурор может возбудить производство об административном правонарушении по любому составу, предусмотренному Кодексом об административных правонарушениях РФ. Но не имеет полномочий по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

— направление материалов проверки в Следственный Комитет РФ при наличии оснований для уголовного преследования в отношении лица, совершившего налоговое преступление, для рассмотрения и принятия решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Данное полномочие предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Решение Следственным Комитетом РФ принимается в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.

Последняя мера, пожалуй, наряду с полномочием прокурора по обращению в суд с заявлением о взыскании суммы ущерба, причиненного бюджету налоговым преступлением, являются самыми эффективными средствами прокурорского реагирования и оправдывают нахождение органов прокуратуры в ряду субъектов, обеспечивающих законность в сфере налоговых правоотношений.

Ольга Байдина

кандидат юридических наук

Источник: http://apgmag.com/fns-i-prokuratura/

Бизнес и право
Добавить комментарий